Опасным сельскохозяйственным вредителем плодовых садов является яблонная плодожорка (Cydya pomonella L.). Максимальные повреждения наносят личинки (гусеницы) яблоням, грушам, абрикосам, персикам и др. Повреждаемые плоды могут казаться преждевременно созревшими, но большей частью они опадают вместе с гусеницами. За период развития одна гусеница может повредить от одного до трех плодов.

Химические препараты против яблонной плодожорки могут быть высокоэффективны, однако их использование нежелательно, так как влечет за собой появление устойчивых форм, повышенную пестицидную нагрузку на почву и др.

Наиболее безопасными в этом отношении являются биологические способы борьбы: выпуск в сады трихограммы, применение биопрепаратов на основе бактерий или грибов, энтомопатогенных нематод и пр. В качестве действующего вещества биоинсектицида используется вирус полиэдроза или гранулёза, который в естественных условиях вызывает у насекомых эпизоотии. Именно потому, что используемые живые объекты являются частью экосистемы, такой контроль численности может быть постоянным. Они могут внедряться в популяции целевых видов вредителей и становиться частью данного ценоза, тем самым регулируя их численность естественным путём.

К вирусным заболеваниям в наибольшей степени чувствительны гусеницы третьего-четвертого возрастов. Первым симптомом инфекции служит отсутствие у гусениц аппетита. Затем изменяются цвет кутикулы (становится молочно-белым, иногда с розоватым оттенком) и цвет гемолимфы (изменяется от зеленого до молочно-белого). Часто у заразившихся насекомых наблюдаются отставание в росте и резкое проявление сегментации. В ходе развития болезни целевой объект перестает активно передвигаться и питаться.

В данный момент на рынке пестицидов и агрохимикатов, зарегистрированных и разрешенных в РФ, есть три биоинсектицида против яблонной плодожорки на основе штаммов вируса гранулёза: Фермовирин ЯП, СП, Мадекс Твин, СК, Карповирусин, СК, все зарубежного производства.

Известно, что при разработке вирусного биоинсектицида необходим главный его компонент - штамм вируса, и получить его можно двумя способами: запросить штамм, депонированный в коллекциях, или выделить его из инфицированных насекомых самостоятельно.

Первый способ экономит исследователю уйму времени, которое он потратил бы на поиск и выделение подходящего штамма, тестирование его эффективности. Однако такой способ связывает исследователя определенными обязательствами по отношению к правообладателю на запрашиваемый штамм. К тому же существует специфичность штаммов вирусов по отношению к популяциям вредителей, и наиболее эффективными в данном регионе оказываются штаммы, выделенные из местных популяций. Поэтому большинство исследователей предпочитают второй способ и начинают разработку вирусного инсектицида с самостоятельного выделения штаммов вирусов из зараженных насекомых.

При самостоятельном выделении нового штамма из природных популяций насекомых находят и собирают гусениц с симптомами вирозов, которые кажутся наиболее ослабленными и больными по сравнению со своими здоровыми представителями. Погибших гусениц исследуют с помощью световой микроскопии, окрашивая препарат, если это необходимо, и при обнаружении вирусных телец-включений приступают к выделению вируса. Прежде всего при выделении вирусного материала собранных гусениц гомогенизируют с использованием дистиллированной воды с помощью специальных гомогенизаторов, затем полученную массу фильтруют и центрифугируют. Полученный с помощью центрифугирования осадок либо высушивается и хранится при низких температурах, либо сразу используется для приготовления рабочего раствора биоинсектицида необходимой концентрации для проверки эффективности выделенного вирусного штамма. Для этого полученную суспензию наносят на корм и скармливают лабораторной популяции потенциально восприимчивых насекомых. После путем наблюдений и учетов смертности гусениц подсчитывают и статистически обрабатывают полученные данные, по которым судят об эффективности штамма.

В зависимости от целей исследования проводят также частичное или полное секвенирование генома вируса, определение белкового состава вируса, определение устойчивости насекомого-хозяина к данному штамму в ряду поколений, возможность трансовариальной передачи вируса и др. Однако в связи с дороговизной данного этапа не все лаборатории могут себе позволить такую идентификацию.

Таким образом, выделение штаммов вируса из природной популяции и проверка его эффективности - это первый этап на пути создания эффективного и экологически безопасного биоинсектицида. В России такая область, как разработка и использование вирусных биоинсектицидов, развита слабо, именно поэтому необходимы научные исследования и разработки по данной тематике.

А. ЦЫГИЧКО, А. АСАТУРОВА


Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежий номер первыми!